Символ Лабиринт

Символ лабиринт (структуры и узоры) символизирует тайну, загадку, которую можно интерпретировать по-разному. Это противоречие восходит к тому времени, когда человек жил в пещерах, которые пугали его, но и защищали. Самые древние лабиринты в Египте и Этрурии (центральная Италия) были построены для защиты гробниц царей. Согласно Геродоту (ок. 484-425 гг. до н.э.), самый большой лабиринт из подобных сооружений у озера Мерис в Египте имел 3000 ловушек и 12 тупиков. Раннее лабиринтообразное убранство греческих домов имело ту же защитную символику: злые духи запутывались в узорах и теряли свою силу. Впечатляющая система водопровода в минойском дворце в Кноссе, возможно, легла в основу легендарного лабиринта на Крите, где Тесей победил Минотавра. Основная идея этого мифа заключается в том, что Тесей, символ героического спасителя, смог преодолеть животный инстинкт внутри себя и вырвать власть у Миноса. Это связано с психологическим значением прохождения через лабиринт в основных религиях. Инициация (просветление), символ возвращения в материнское лоно, прохождение через смерть к возрождению, открытие центра психики, интенсивный и часто тупиковый процесс самопознания.
Наиболее очевидным символом лабиринта являются различные проблемы, возникающие в жизни, и трудность выбора правильного решения. В этом смысле замысловатый узор, сопровождающий девиз «может да, может нет», используется в гербе семьи Мантуя де Гонзага. Лабиринт, сформированный кустарником садов и парков, превратил проблему в игру.
Некоторые лабиринты не имеют ловушек и проходят по единственному, хотя и запутанному, пути. Такие лабиринты использовались в храмах для обрядов посвящения и в ритуальных танцах, изображающих переплетающиеся орбиты солнца и планет. Подобные лабиринты на полах средневековых католических церквей символически представляют «дорогу в Иерусалим», или паломничество в Святую землю. В соборе Фальри (Франция) есть напольный лабиринт в пределах круга диаметром 12 метров, по которому кающиеся паломники проходили 200 метров на коленях.
Лабиринт — чрезвычайно сложный символ. Это может быть любое устройство, конструкция, скамейка или огороженная дорожка, танец, нарушение ритуала, танцевальный джембе, игра, стена и т.д. В Индии лабиринт понимается как символ медитации, концентрации, возвращения к себе, свободы от самсары и закона кармы. В кельтской культуре лабиринт считался вратами в подземный мир (потусторонний мир). А в Китае лабиринты строили перед входами в дом, поскольку считалось, что они защищают от злых духов. Лабиринт — один из самых загадочных символов человечества. Одна из загадок, на которую нелегко найти однозначный ответ, когда речь заходит о лабиринтах, — это вопрос о том, почему классическим считается семисторонний лабиринт: три витка, пять витков, девять витков. Почему семь, и почему лабиринты выстраиваются вокруг креста? Исследователь лабиринтов Герман Керн пишет: «Несомненно, классический лабиринт из семи кругов не является самой простой из всех возможных конфигураций. Его создание не является ни результатом счастливой случайности, ни визуальной аксиомой.
Такой лабиринт — результат сознательного выбора из всех возможных вариантов. И тот факт, что такой лабиринт, состоящий из семи кругов значительной сложности, встречается в стольких примерах, говорит о том, что существует причина, по которой была выбрана именно эта конфигурация и почему число «7» было приоритетным. О причинах этого сейчас можно только догадываться. Что же говорит нам традиция о числе ‘7’? В православной традиции «7» («Седмица», «Седмина») — знак богословски целомудренной святости, аскетизма и монашеской жизни; число «7» — число семи этапов духовного восхождения, потенциально порождающее духовного человека (7 х 40 дней поста и покаяния = 280 дней, предродовая беременность, беременность в октябре). Октябрь, число «10» — символ совершенства). Индийские йоги имеют в своем теле семь центров (чакрамов), в которых «змеиная сила» кундалини усиливается и расцветает в тысячелепестковом лотосе над головой, приводя к блаженному экстазу единения с Высшим. Суфийские мистики ислама стремятся к трону Бога через семь мистических «стоянок», подобно пути на небеса, которому следовал пророк Мухаммед. В еврейской космологии семь более тонких и более чистых небес, семь слоев (этажей) вавилонского зиккурата — это ступени восхождения на небеса, и, наконец, семь этапов великого процесса приготовления «философского камня» европейских алхимиков.