Simvol-Kolokol

Символ Колокол

Simvol-Kolokol
Символ Колокол

Символ Колокол — это голос Бога, проповедующего истину. Для мусульман и индусов его звук — это звук биения сердца Бога, а звук китайского колокола — это голос космической гармонии, а также знак уважения, послушания и окончания испытаний. Во многих частях света звук колокола — это призыв к молитве, а в Тибете он означает послушание и подчинение наставлениям Будды.

simvol-kolokol-1

Нежный звон колокольчиков может также символизировать счастье и сексуальное наслаждение, как в древнегреческих ритуалах в честь бога Приапоса. В иудаизме они имеют противоположное значение, поскольку вешать их на одежду было знаком девственности. Колокольчики обычно представляют пассивное женское начало, их форму часто сравнивают с небесным сводом, а их язык (баул) символизирует язык проповедника. Он широко почитался как талисман, способный отогнать или уничтожить зло. В более общем смысле он символизирует течение времени и звонит в честь хороших событий, таких как свадьба или победа (американский Колокол Свободы — один из таких примеров).

simvol-kolokol-2

Они также могут звонить на похоронах, как в знаменитой проповеди Джона Донна «Смертельная дуэль» (1631), и могут быть символом опасности или смерти. Колокола ассоциируются с божественным, например, звук колокола — это символ творчества, а его форма — символ женственности и небесной уверенности в себе. С древних времен люди верили, что звук колоколов обладает магической или божественной силой. Древние египтяне, ассирийцы, вавилоняне, перуанцы и индусы использовали колокола в различных религиозных церемониях. Колокола продолжают играть важную роль в индуизме и различных школах буддизма.

simvol-kolokol-3

Символические звуки колоколов сильно варьируются. В одних случаях это веселый звук колоколов, возвещающий о радостных событиях в жизни людей, таких как свадьба или победа; в других — предупреждающий о надвигающейся опасности; в третьих — печальный и торжественный звук колоколов, звонящих на похоронах; в четвертых — просто спокойный и размеренный звук колоколов, указывающий на течение времени. Таким образом, колокола имеют символические значения — победы, опасности, смерти и времени — и являются их вестниками.

simvol-kolokol-4

Кроме того, во многих традициях звук колоколов ассоциируется с голосом Бога, а их языки и дребезжание — со словами проповедников, которые доносят до народа истинное слово Божье. В разных религиях символика колокола трактуется по-разному, иногда даже диаметрально противоположно. Например, если Приапа, малоазийский бог плодородия, отличался чувственным эротизмом, то в иудаизме колокольчик, висящий на одежде, символизировал целомудрие. В других религиях отношение к благороднейшим колоколам более или менее одинаковое: китайцы воспринимают звук колоколов как голос космической гармонии, индусы и мусульмане признают звук колоколов биением божественного сердца, а тибетские буддисты призывают к вниманию и послушанию заповедям Будды. Однако кое-что объединяет взгляды людей разных религий на магическую силу колокола. Почти везде колокола признаются всемогущими талисманами, звон которых способен разогнать демонов, духов, призраков, ведьм и других злых духов.

simvol-kolokol-5

В древние времена считалось, что освященные церковные колокола обладают могущественной силой для подавления бурь и гроз, насылаемых злыми духами. Считалось, что чем громче и дольше звонят колокола, тем больше злые духи будут отпугиваться. Поэтому, согласно средневековому поверью, накануне зловещей Вальпургиевой ночи или Аве Марии, когда ведьмы со всего мира собирались на страшный шабаш, церковные колокола не умолкали всю ночь. Джеймс Фрейзер в своей книге «Ветхозаветный фольклор» убедительно доказал, что звук похоронных колоколов исходит из того же источника. Похоронные колокола должны были отгонять злых духов и демонов и позволять душам усопших попасть в Царство Небесное нетронутыми.

simvol-kolokol-7

Жители многих европейских городов вешали колокольчики на порогах своих домов, чтобы в дома, где находились гости, не проникли злые силы. Шаманы и жрецы в Азии и Африке вешали колокольчики и бубенчики буквально с головы до ног, чтобы защитить себя и своих соплеменников от злых духов. В иконографии Аарон изображается таким же образом. Его церемониальные одежды усыпаны множеством маленьких колокольчиков. Колокольчики, прикрепленные к его посоху, являются атрибутами Антония Великого. Функция колокольчиков в искусстве Ренессанса была уже совершенно иной. Набор колоколов как музыкальный инструмент сопровождается персонификацией музыки, которая извлекает звук с помощью молотка.

simvol-kolokol-8

В системе мантики, представленной индийскими гадальными картами, эмблема колокола символизирует приятные вести, которые ожидают человека. Корни этого значения вполне очевидны, о чем говорилось в начале этой статьи. Если этого недостаточно, то дальнейшие комментарии будут излишними, если читатель вспомнит об одном из видов церковных колоколов, а именно о благой вести. В военном контексте звон колоколов служил сигналом об опасности. Тревожные колокола звонили в городах, предупреждая жителей о внезапном нападении врага и призывая стены организовать оборону. Многие церковные и монастырские колокола сыграли активную роль в Северной войне (1700-1721 гг.). После поражения русских под Нарвой (1700) Петр I приказал снять их с колоколен и переплавить в пушки.

simvol-kolokol-9

В X веке колоколообразные сферические шлемы защищали головы русских и половецких воинов. Этот тип шлема с тонким, заостренным верхом и скошенным ободом гарантировал, что мечи, сабли и боевые топоры не соскользнут с его гладкой изогнутой поверхности, и защищал богатыря от прямого удара. В русской истории вечевые колокола городов и республик, созывавшие всех жителей на народное собрание (вече), играли особую роль и стали важным символом свободы и демократии: в 1478 году великий князь Московский Иван III (1462-1505), покоривший свободолюбивый Новгород на своем Недаром, возвращаясь домой, он взял с собой знаменитый колокол Новгородского вече. Колокол был красноречивым свидетельством конца новгородской свободы и господства могущественных московских князей.

simvol-kolokol-10

Русские колокола были лучшими в мире, и русские литейщики могли с гордостью сказать, что ни один из них не может сравниться с ними. Известный ученый и критик В. Стасов писал в 1884 году. «В Европе общепризнано, что самые великолепные колокола, не только самые гигантские по величине и весу, но и по красоте, находятся в России. Это не пустое утверждение: в 1648 году русский мастер Емельян Данилов по заказу царя Алексея Михайловича (1645-1676) отлил гигантский Алексеевский колокол, не имеющий аналогов во всем мире. Весом около 8 000 пудов, Алексеевский колокол был в три раза больше Пекинского и в два раза больше Японского и Бирманского колоколов, и ранее считался шедевром литейного искусства. Когда Алексеевский колокол с большим трудом повесили на колокольню, «император приказал звонить во все колокола города, а потом позвонил в этот колокол, и звук покрыл все колокола».

simvol-kolokol-11

Восемьдесят лет спустя необыкновенный рекорд Емельяна Данилова был побит литейщиком Иваном Мотриным. Вместе со своим сыном Михаилом он изготовил гигантский

Царский колокол
Царский колокол

«Царский колокол» в Кремле, который стал одним из символов царской власти. Весом более 12 000 пудов (192 тонны) он превышал вес Алексеевского колокола на 65 тонн. В начале XIX века в России появилось новое транспортное средство — почтовая тройка, а вместе с ней и новое средство сигнализации — трубный колокол для предупреждения пешеходов об опасности в просветах. Лучшими мастерами, изготавливавшими бубенцы для русской тройки, были признаны валдайские кузнецы. Со времен парусных кораблей укоренилась традиция «колокольного звона» на борту, который позволяет проследить ход времени. В средневековых монастырях было принято определять время по звону колоколов. Монастырские колокола возвещали о наступлении заутрени, обеда, ужина, причастия, полуночи и т.д., а также призывали монахов к молитве. О популярности колоколов в России свидетельствует великолепный памятник «Тысяча лет России», посвященный славному юбилею нашей страны, выполненный скульптором О. Михезиным в виде гигантского колокола.

simvol-kolokol-6
Царский Колокол, Москва

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *