Символ Кошка
Символ кошки символизируют хитрость, реинкарнацию, ясновидение, интеллект, внимательность, чувственную красоту и женский гнев. Кошки могут представлять глубоко интуитивное «я». Она также может символизировать независимость и мягкость, грацию и силу. Однако она также может символизировать злобу и коварство. У разных народов черная кошка считается символом удачи и, наоборот, предзнаменованием беды. Почти вездесущие, эти ассоциации имеют разный символический вес и значение в древних культурах. В Египте богиня-кошка Бастет (или Бает) была очень важной почитательницей, а кошки считались добрыми и священными животными. Обычно изображаемая в виде львицы, Бастет считалась покровительницей луны и ассоциировалась с удовольствием, плодородием и защитными силами. В ее честь почитали кошек, мумифицировали их и помещали рядом с мышами, чтобы им было чем полакомиться и насладиться в загробной жизни.
В иконографии кошка изображается как помощница солнца, которое в загробной жизни отрывает голову змее. Кошки также ассоциировались с другими богинями луны, такими как греческая Артемида, римская Диана и скандинавская Фрейя (которая ездила в колеснице, запряженной кошкой). В Древнем Риме кошка считалась символом свободы из-за присущей ей силы воли и свободы действий. В других местах, однако, их ночное мурлыканье и пугающие изменения внешности (расширение зрачков, раскрытие и втягивание когтей, внезапная агрессия из спокойного состояния) вызывали негативную символику.
В кельтских верованиях считалось, что черные кошки обладают злым коварством; в исламе они считались воплощениями джиннов. В Японии кошки считаются предвестниками несчастья, а в японских сказках кошки изображаются обладающими женским телом. Женоненавистническая символика кошек была усилена уничижительным английским термином «cattish» (злость, цинизм, хитрость, коварство — в отношении женщин). Как и змея, они отказались оплакивать смерть Будды. Наиболее негативные образы появляются в обширном фольклоре о ведьмах, где кошки предстают как подручные сатаны, ассоциируются с демоническими оргиями и считаются похотливыми и жестокими воплощениями самого дьявола.
Для астрального опыта, в зависимости от ваших наклонностей, вы можете предпочесть символ белой или черной кошки. Символ белой кошки активирует связь с благотворными духами. И наоборот, черная кошка — символ, указывающий на то, что вы выбрали для своей практики низшие сферы, обратите внимание. Рыжий кот — может выступать в качестве знака в области любви и сексуальных отношений. В общем смысле кошка — это символ терпения. Она умеет ждать и выбирает наиболее подходящее время для активности, действий, прыжков и нападений. Это животное также является символом интуиции, ясновидения и независимости. В Древнем Египте, например, кошкам поклонялись и относились к ним с уважением и благоговением. Считалось, что они несут исключительно добро.
Обратимся теперь к образу кошки и его материальному и мифологическому усилению. Самое поразительное в символе кошки — это его амбивалентность. Как и образ змеи, образ кошки имеет широкий спектр значений, от милосердия и доброты до злобы и враждебности.
Исторически кошка стала первым образом с архетипической энергией, когда в Древнем Египте к ней стали относиться как к священному животному. Освящение этого образа означало устранение тени, присущей природе кошки, и объединение ее с духовной жизнью людей. В Древнем Египте кошка с самого начала считалась священным животным богини Исиды. Великая богиня-кошка Бастет (Бает), появившаяся в 24-й династии как дочь Исиды и ее мужа Осириса, занимала самый высокий статус по сравнению со всеми другими богинями. Ее называли госпожой Бубастис, а ее храм находился в центре города, окруженного водой.
Бастет считалась кошкой и часто отождествлялась со своим отцом Ра. В египетской мифологии образы богов часто сливаются воедино. Это слияние в основном присуще египетским богам Осирису, Ра и Хорусу. Солнечный кот отождествлялся с Ра, богом жизни, и считалось, что он участвует в ночных космических битвах с могучим драконом Апепом, символом зла и тьмы. Поэтому в мировой мифологии они позиционировались как герои солнца, сражающиеся с дьяволом.
Кошки также почитались как лунные существа. Считалось, что когда наступала темнота и солнечные лучи становились невидимыми для человеческого глаза, они отражались в фосфоресцирующих глазах кошки, подобно тому, как луна отражает солнечные лучи. В этом случае можно говорить о некоем женском сознании, с которым мы уже знакомы.
В период последнего упадка Древнего Египта Бастет отождествлялась с Артемидой, богиней охоты, богиней девственности и богиней-покровительницей природы и плодородия. Согласно одному из мифов, когда греческие боги, преследуемые Тифоном, бежали в Египет, Артемида превратилась в кошку и в таком виде скрылась на луне. Геката также превращалась в кошку. Вместе с Фреей, богиней плодородия и женой солнца, на колеснице которой ехали две кошки, Геката воплощает злую сторону женственности — Ужасную мать, ведьму, вызывающую безумие и одержимость.
Наконец, в Средние века считалось, что кошки обладают демонической силой и властью. Мы уже упоминали, что некоторые женщины обладали способностью переносить свою душу в черных кошек. Эти женщины были ведьмами, которые поклонялись не силам света, а силам тьмы — самому дьяволу. На развитие образа кошки как символа злокачественной инстинктивной женственности, возможно, в немалой степени повлияло официальное католическое отрицание сексуального инстинкта, естественного аспекта женственности. По сути, черную кошку можно рассматривать как теневую часть Девы Марии, бессознательную проекцию мести на католическую церковь. Другими словами, мы можем видеть (хотя и очень схематично), как формировалась полярность. В негативном смысле округлый кот считался «порочным кругом». Благодаря своему немигающему взгляду и способности видеть сквозь темноту, кошки считались провидцами. В негативном смысле считалось, что кошки обладают магической силой. Они могли парализовать взглядом свою добычу. Из-за своей независимости и свободы кошка ассоциировалась с Девой Марией, а также, как мы знаем, с ведьмами. Кошки были существами, которые помогали людям добиваться своих целей, защищая их дома и стада от змей и крыс, но в то же время люди боялись их проклятий и считали их колдунами и вампирами.
Теперь давайте рассмотрим другой аспект кошки, который находится между двумя уже упомянутыми крайностями. Согласно гностическим учениям, в Эдемском саду были кошки, охранявшие Древо жизни и Древо познания добра и зла. В то же время египетская солнечная кошка ассоциировалась с персидским деревом гекате, которое также считалось деревом жизни и познания. Существует также кельтская легенда о том, что когда оракул удалился в пещеру для поклонения, он увидел там тонкую кошку, растянувшуюся на серебряной скамье. Другими словами, к кошке относились как к медиуму. Другими словами, кошка рассматривалась как медиум, символический мост между добром и злом, обладающий знанием того и другого. Они выступали в роли посредников между внутренним и внешним миром, между Богом и сверхъестественными силами природы и человека. Поскольку кошка имела доступ к обеим сферам и чувствовала себя в них как дома, она обладала пророческой мудростью и могла научить нас, как уравновесить конфликтующие силы. Как символ сознания, кошка — это психическое существо, которое знает путь и помогает нам научиться доверять, почитать, следовать и быть ведомыми этим путем.
Наконец, я хотел бы немного поговорить о жертвоприношении кошек. Смысл принесения кошки в жертву не имеет ничего общего с верой в силу (тьму или свет), которая обитает в животном, а заключается в устранении проекции человека на животное. Жертвоприношение кошки — это необходимая компенсация за великое бессознательное. Это акт восстановления человека от всех видов архетипической одержимости. Поэтому, например, в католических Франции и Англии известны кошачьи жертвоприношения. В то же время там встречается изображение кошки, сидящей у основания креста. Этот образ является символом света, исцеления и спасения, он выступает как воплощение самого Христа, и, как и Христос, кошка приносится в жертву, чтобы воскреснуть.
Если образ кошки ассоциируется с солнцем, то это образ кошки. Если такое животное помогает главному герою сказки, как в «Коте в сапогах», то это определенно кот. И если описывать его, то следует отметить, что он обладает качествами Меркурия. В таких сказках кот знает, что делать, и является проводником души. Он ассоциируется с солнцем, что очень отличает его от кота, так же как Меркурий всегда полезен, когда ассоциируется с солнцем. Возможно, именно потому, что кот-ас играет свою волшебную арию ночью, мы его не слышим.
Бастет издавна считалась очень музыкальной. На праздниках в честь Бастет люди катались на лодках по Нилу, а женщины в лодках поворачивались спиной к людям на берегу, поднимали юбки и показывали свои ягодицы под аплодисменты собравшихся. Это был один из ритуалов, которым наслаждались на фестивале в честь Бастет. Поклонение плодородию, сексуальные ритуалы и даже чувственные действия были неотъемлемой частью этих фестивалей, и все это считалось исключительно положительными аспектами кошки. Они не обладали темными характеристиками ведьм. Как уже упоминалось, в германской мифологии кошка ассоциировалась с богиней Фрейей, которая была исключительно положительным божеством.
Демонические характеристики кошки и ее сходство с ведьмами вышли на первый план только с приходом христианства. Это было связано с патриархальным преследованием теневых аспектов женственности. В то время кошек считали ведьмами, детьми дьявола или вампирами. Существовали ритуалы повешения кошек, похожие на охоту на ведьм. Зло должно было быть уничтожено, но сначала зло проецировалось на кошку, а затем ее вешали.
В то же время кошки очень капризны. Они могут выжить в любой ситуации, и часто без серьезных травм. Если они падают с высоты, то всегда приземляются на четвереньки. Это очень выносливые животные. Я вырос в семье, где были собака и кошка, но к ветеринару я ходил с собакой, а не с кошкой.
Еще одна вещь, о которой стоит упомянуть, — это кошки и их независимость. Собаки становятся трогательными и эмоциональными друзьями человека и всегда преданы ему. Большинство собак, подобранных на улице и одомашненных, умирают или, по крайней мере, становятся очень жалкими и несчастными на улице. Кошки не так привязаны к людям, как собаки. Когда я был молодым, меня всегда поражало, как хорошо кошки льстят мне. Например, когда они голодны или хотят ласки, они просто приходят и трутся о людей хвостом. Иногда, когда у меня не было времени, я говорил кошке. ‘Когда у меня нет времени, я говорю. Я хочу почитать». И кот отвечал. И тогда он начинает тереться о ножки кресла, как бы говоря: «Если ты не хочешь меня погладить, я сделаю это сам». Он сказал: «Ладно, это не так уж плохо. Собака будет глубоко оскорблена и посмотрит на вас обвиняюще. Собака не может так поступить. Для кошки это «нет, нет, нет». Она никогда не доверит человеку свою душу. Она дружелюбна и может воспользоваться вами, но она всегда остается независимой.
Я обнаружила, что кошки часто появляются в снах у женщин, которым не хватает независимости и которые слишком привязаны к своим мужьям и детям. В таких случаях я делаю акцент на роли, которую играет кошка в сновидении. Она знает, чего хочет, и всегда «гуляет сама по себе». Кошка приходит поесть в определенное время и очень дружелюбна. Однако они уходят с «мяу-мяу», и я должен позволить им это сделать». Согласно Юнгу, именно в процессе придворной любви можно было распознать мужскую аниму и женскую индивидуальность. Это были индивидуальные отношения между конкретным рыцарем и конкретной женщиной. Мужчины могли узнать о своей аниме, потому что они выбирали женщину, к которой было приковано их сердце, а женщины также могли развивать свою индивидуальность. Поэтому замена индивидуального выбора коллективным архетипическим символом, Девой Марией, привела к потере элемента индивидуальности. Сохранился только коллективный женский образ.
Но это было все же лучше, чем протестантизм, где коллективный женский образ вообще не существовал, а женская индивидуальность была полностью подавлена. Затем наступила охота на ведьм, и, зная эти тяжелые времена, можно заметить, что в ведьмах обвиняли в основном женщин, обладавших хоть какой-то индивидуальностью. Некоторые из этих несчастных женщин были просто сумасшедшими. Например, последняя ведьма в Швейцарии была явно шизофреничкой. Она была забавной старушкой, которая говорила что-то на своем языке, и ее эксцентричность сделала ее объектом проекции образа ведьмы. Однако в прошлом преследованиям подвергались и красивые женщины, которые иным образом привлекали внимание людей. Естественно, это вызывало зависть у других женщин и страх у мужчин, и в результате они подвергались преследованиям. Поэтому женщины, которые выделялись индивидуально и лишь немного отличались от «среднего», обычно становились объектом колдовских прогнозов и в конце концов умирали.
В конце концов, преследование женщин было объединено с преследованием женщин за их проявления индивидуальности. И это тоже исторический факт: мужчины были способны реализовать индивидуальные черты своей Анимы не только как архетипические структуры, реализованные через образ Девы Марии. В то же время кошки демонизировались как ведьмы, животные, приносящие несчастье, смерть и т.д. Особенно черные кошки часто становились объектом проекции, и до сих пор считается, что если на пути человека встречается кошка, то это источник несчастья. Таким образом, кошки тесно связаны с независимой идентичностью женственности.
Другими словами, кошка — это тень Девы Марии. Она представляет ту часть женской сущности, которая не воплощена в образе Девы Марии и которая составляет тотальность женственности. Таким образом, тень Девы Марии — это сама кошка, а царица, съедающая яблоко, в этой истории проникает в сущностную тайну женственности, тайну добра и зла. Возникает напряжение не столько между добром и злом, сколько между безличным, коллективным и безупречным и личным, индивидуальным, земным и естественным. Это иная полярность, характерная для женственности. Так, Дева Мария накладывает заклятие на рождающуюся девочку и говорит: «Будь кошкой».
В сказках традиционно считается, что именно «кошка» обладает всемогущей силой.
Произнося заклинание, Дева Мария объявляет, что ребенок будет заколдован вместе со всеми служанками и не будет участвовать в жизни людей, пока не появится принц и не отрежет ей голову и хвост. О хвосте мы поговорим чуть позже, когда девочке отрубят хвост. Очень интересно отметить, что хвост обладает реальной силой. Конечно, это явление не ограничивается кошками; хвосты лисиц и волков также обладают странной силой. У многих животных источник магической силы находится в хвосте.
Однако, несмотря на заколдованность, девушка-кошка не чувствует себя несчастной. Она также не вынуждена вести жалкую жизнь. У нее есть дворец на лесной поляне со всеми слугами. Однако она не может принять человеческий облик, отрезана от людей и становится нечеловеческой. Она изгнана из человеческого общества в пустыню. И теперь мы можем понять это более ясно. Это явление характерно для событий между X и XVI веками. Поскольку индивидуальный элемент женственности был изгнан из всех социальных форм человеческой жизни, эта женственность «ушла в подполье».
Итак, королева возвращается домой, и король с искренней радостью узнает, что она беременна. Королева рожает прекрасную девочку, и все вокруг совершенно счастливы. Можно все время смотреть на солнце и не ослепляться, но стоит только взглянуть на девочку, и вы будете ослеплены ее красотой. Она растет без особых проблем, но в возрасте 17 лет, обедая с отцом, внезапно превращается в кошку и исчезает вместе со служанками.
Между сказками существует множество параллелей. Несколько лет назад, изучая греческие сказки, я нашел историю о принцессе, которая была заколдована таким же образом и не имела никаких проблем до 16 лет, когда она исчезла из дома и оказалась в пустыне. После этого она много страдала, но в конце концов была спасена и освобождена от проклятия. В то время это было нормальным явлением, когда в возрасте 16 лет строили брачные планы. И в этот момент она превращалась в кошку. Если девушка независима и эротически привлекательна, то возникает конфликт о том, когда ей выходить замуж. А если она превратилась в кошку, то это означает, что девушка развила свою индивидуальность, то есть стала полноценной личностью.
Естественно, дочь короля не могла выйти замуж по своей воле; в высшем обществе того времени для брака требовалось согласие всей семьи. Поэтому она вступает в конфликт с семьей, а затем исчезает. Она не может насильно выйти замуж, как ее родители. Внутренне она обладает женской индивидуальностью, которая не вписывается в общепринятые шаблоны. Естественно, сексуальные отношения также проблематичны. В этом смысле быть кошкой — это именно то, чем она должна быть. Если рассматривать ее как женственность девушки, которая обладает подлинной человеческой природой и воспитывалась в обычной среде, пока у нее не появились сексуальные проблемы. С их появлением она вскоре поняла, что любовь — это личные отношения.
Хорошая или плохая, любовь — это всегда личное. Люди могут сделать плохой выбор. Но любовь — это индивидуальная судьба. Это не то, что может быть согласовано коллективно и привести к конфликту. Поэтому принцесса — это символическое воплощение образа женственности, которая, подобно кошке, следует (или вынуждена следовать) своей собственной воле и в конце концов исчезает из мира людей. Как вы знаете, она живет во дворце в самом сердце лесных зарослей. Она прячется в бессознательном состоянии.
Лес прежде всего связан с физическим бессознательным. Как мы видим из «Меркурия духа» Юнга, лес связан с психосоматической сферой психики. При исследовании сказок нужно быть осторожным. Если кто-то улетает в небо, это означает, что он исчезает в бессознательном состоянии. Если он тонет в реке, значит, он исчезает в бессознательном состоянии. Поэтому мы должны быть особенно внимательны и спросить себя: «В каком бессознательном состоянии исчезает девушка?».
Итак, прежде всего, лес относится к растительности. Как указывает Юнг в своем эссе о Меркурии, растительность — это жизнь, проникающая непосредственно через неорганическую материю, которая ее питает. Это простейшая форма жизни, и поэтому она символизирует вегетативную сферу психики, сливающуюся с физиологическими телесными процессами. Мы называем это царство психосоматикой, но это уже не чисто физиологическое царство. Это промежуточная область, которая до сих пор в значительной степени не изучена. Вы тонете в своем теле, но вы только тонете. Если бы девушка была реальным человеком (а это не так, поскольку она представляет архетип), она утонула бы в какой-то недостижимой депрессивной летаргии. Но поскольку она — архетип, она исчезает в растительном мире. Она «уходит под землю», утопает в человеческом теле или рядом с ним и живет там без чьей-либо помощи.
