Символ Корона
Символ короны — высший знак триумфа, высокого статуса, достоинства, избранности, духовной или светской власти. Корона стала символом Бога, солнца, духа и защиты во многих культурах (сочетая такие символы, как круги, лучи, звезды, шипы и башни). Тем не менее, это всего лишь разновидность головного убора, предназначенного для идентификации, прославления и освещения избранной личности. Короны развились из простых венков из растений, таких как лавр, оливковые ветви, травы и тростник, которые использовались на свадьбах и похоронах и надевались победителями древних Олимпийских игр. Позже для правителей стали изготавливать более выдающиеся награды, такие как венки из золота и роз, диадемы из ткани, драгоценных камней и перьев, которые постепенно уступили место коронам из драгоценных металлов и камней, а их символическое значение стало более сложным.
В христианской традиции, индуизме и буддизме короны символизируют духовное просветление и вечную жизнь. Терновый венец мучеников Христа имел прецеденты в древности для увенчания приносимых в жертву людей. Многие боги носили короны, которые определяли их специализацию, например, греческая богиня плодородия Деметра носила корону из колосьев, а римский бог вина Бахус — корону из винограда. В западном искусстве на коронах иногда изображаются не только короли и боги, но и мученики, поэты, святые, аллегорические фигуры, такие как вера, надежда, мудрость, истина и слава, а также сама церковь. Еврейские синагоги изображались в виде храмов с опущенными коронами.
Корона — величественный символ верховной власти, как светской (земной), так и духовной (божественной), знак могущества, достоинства, избранности, славы и победы.
Корона символизирует духовное просветление и бессмертие во всех мировых религиях. В христианстве другим значением является терновый венец, символ мученической смерти Иисуса Христа. В христианской иконографии корону носят католические и православные благородные святые. Это Екатерина Великомученица, дочь Александрийского правителя; византийская императрица Елена, мать императора Константина; княгиня Ольга, мать воина Святослава; князь Владимир, крещеный Руфью; Иван Грозный; святой король Людовик; и многие другие посвященные короли, принцы и императоры. В западном искусстве многие антропоморфные фигуры изображались в коронах, не только боги, короли и святые, но и слава, истина, вера, надежда, мудрость и Церковь. Еврейская синагога, с другой стороны, представлялась как храм со сброшенной короной. В индийских гадальных картах, однако, эмблема короны занимает первое место, поскольку этот символ означает достижение главной цели и осуществление самых важных мечтаний.
В алхимии пять корон украшают двуликую фигуру с аллегорическими крыльями, наполовину мужскую, наполовину женскую: одна корона покрывает шею, вторая — живот, третья — туловище. Хотя короны не имеют прямого отношения к военному делу, некоторые короли и принцы надевали их прямо поверх своих боевых шлемов перед вступлением в бой, чтобы солдаты видели, что они сражаются за своего законного лидера. Позвольте мне проиллюстрировать эту мысль хотя бы одним примером.
Кройлендский летописец описывает неупоминаемого Ричарда III по пути на поле битвы при Босворте (1485), его последнем сражении, и пишет, среди прочего. ‘… Он [Ричард] ехал величественно и внушительно, как настоящий правитель. Он нес на своей голове корону Англии.
Эту драгоценную корону, стоимостью 120 000 крон, Ричард держал даже в разгар битвы. Поскольку многие англичане обвиняли Ричарда в узурпации королевства за его спиной, он пожелал носить золото на своем железном шлеме, чтобы показать всем воинам, как сражающимся за него, так и особенно противникам, кто является законным правителем Англии. В битве при Босворте Ричарда предал граф Нортумберленд, командовавший левым флангом, и, как истинный рыцарь, он потерпел поражение и пал на поле боя. Когда он упал бездыханным, его корона слетела с головы и упала в кусты боярышника. Торжествуя, он подобрал корону, раненную боевым топором, и тут же на поле боя короновал Генриха Тюдора (первого в очереди на английский престол). Это был финал Войны Алой и Белой роз. Можно удивляться, но импровизированные короны иногда использовались в качестве орудия казни: в 1358 году, когда во Франции было подавлено крестьянское Жакерия, палач Карла Злого надел раскаленную железную корону на голову лидера повстанцев Гийома Карре.» Вот как надо короновать короля Жака». — насмешливо крикнул он.
В 1514 году аналогичный случай произошел в Венгрии. Здесь был мучительно казнен лидер восставших венгерских крестьян Дьердь Дотца. Пародируя обряд коронации, уроды усадили его на раскаленный железный трон, надели на него «пылающую» железную корону и сожгли на медленном огне. Поэтому кажется вероятным, что не только терновый, но и железный венец можно считать символом мученичества. Исторически известно, что «отцом» короны является венок, возлагаемый на голову в честь победителя древнего атлетического состязания, победоносного генерала, выдающегося римского легионера или главы религиозной церемонии или свадьбы, а «матерью» — диадема, пышно украшенный головной убор. Однако потребовались столетия, чтобы корона, символ верховной власти правителя, приняла свою традиционную форму золотого венца, украшенного драгоценными камнями. Самые ранние короны были изготовлены соревнующимися царями Южного (Верхнего) и Северного (Нижнего) Египта. Корона южного царя была белой, а корона северного царя — красной и украшенной металлическими пластинами. После того как южный царь одержал победу и подчинил всю страну своей власти, обе короны были объединены в одну. Эта двойная корона, «псиент», имеет двойное значение.
Теперь появляется английская красавица. Золотые обручи короны, украшенные крупными рубинами, тремя сапфирами и десятью крупными жемчужинами, покрыты широкими золотыми листьями, между которыми «распускаются» инкрустированные драгоценными камнями лилии… До XV века английские короны были открыты сверху, но при Генрихе VI (1422-1461) сначала одна, затем затем две горизонтальные дуги, охватывающие верх короны и пересекающиеся под прямым углом. На пересечении дуг находился золотой крест, переливающийся прекрасными драгоценными камнями. Не следует забывать, что в Средние века права на корону имели не только короли, но и землевладельческая знать.
Например, английские виконты имели короны с 12 жемчужинами, графы — с жемчужинами и листьями земляники, а герцоги — с лиственными деревьями, но без жемчуга. Герцоги на троне носили золотой крест с лилиями по ободу короны. Корона Германской империи, называемая также короной Карла Великого, имела восемь щитов, прикрепленных к широкому золотому ободу; восемь щитов были украшены драгоценными камнями, которые выступали за верхний край обода, так что большой помещался между двумя меньшими. На переднем щите был помещен крест, от которого арка вела к заднему щиту. Вдоль арки расположены восемь богато украшенных перламутровых бляшек. Небольшой щит в нижней части был украшен эмалевыми изображениями Христа и трех библейских персонажей — Иезекииля, Соломона и Давида. Помимо этой великолепной восьмиугольной короны, германские императоры имели и более простую корону, состоящую из узкого золотого кольца с четырьмя зубцами в форме лилии.
Русских великих князей и императоров вплоть до Петра I венчали на царство и царствование шапкой-мономахом. По легенде, шапка была подарена византийским императором Константином Мономахом своему внуку, великому князю Владимиру Мономаху (1113-1125). Однако это всего лишь легенда, а форма шапки Мономаха красноречиво говорит о том, что она была изготовлена в XIII-XIV веках не в Византии, а где-то на Востоке. Шапка-мономаха — это великий шедевр средневекового искусства Востока. Шапка состоит из восьми выпуклых золотых пластин, соединенных вместе и отделанных ажурным узором. Каждая пластина украшена драгоценными камнями и тремя-четырьмя крупными жемчужинами. Шапку покрывает полукруглый наконечник с четырьмя роскошными камнями (рубин, жемчуг, синий сапфир и желтый сапфир), над которым расположен крест с крупной жемчужиной на кончике лучей. Нижний ободок шапки мономаха украшен роскошной соболиной каймой.
Со времен Петра I российские императоры использовали короны европейского образца. Жена Петра I Екатерина I (1724) и внук Петр II (1727) были увенчаны первой из этих корон — Таврической. Арка, отделяющая верхнюю часть Таврической короны, была украшена ослепительным бриллиантовым крестом над крупным рубином. Похожая корона, еще более богато украшенная, использовалась при коронации Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, с 2605 камнями и рубинами, взятыми из Таврической короны. Большая императорская корона, изготовленная по приказу Екатерины Великой и служившая всем последующим российским императорам, была самой великолепной. Весом около 2 кг, корона была сделана из 75 крупных жемчужин, 58 крупных бриллиантов, 3878 мелких бриллиантов и огромных рубинов. К удивлению всей Европы, император Павел I, сын Екатерины, принял титул Великого магистра Мальтийского ордена, старейшего католического рыцарского ордена. Была создана специальная корона с мальтийской символикой. Закончив разговор о светской короне, обратимся к правителям церкви. Папская тиара (трехъярусная корона в форме улья) отражает три разделения власти: духовную власть в мире, мирскую власть в Риме и верховную власть над всеми христианскими королями.
Папская тиара сделана из плетеной ткани и украшена золотым ободком и золотой лентой, усыпанной драгоценными камнями. У папы Бонифация VIII (1294-1303) тиара имела форму короны. Папа Бонифаций VIII (1294-1303) вскоре добавил к предыдущей короне еще одну, окружавшую тиару на расстоянии от первой. Папа Бенедикт XII (1334-1342) поместил поверх тиары третью золотую корону, в итоге она стала тройной. Папа является правителем Ватикана, духовным отцом Церкви и представителем Христа на земле.