Символ Лучи

simvol-luchi-2

Лучи света являются символами плодородия, святости, духовного просветления, творческой энергии и созидательной силы. Лучи также могут представлять волосы бога-солнца, проявление божественной сущности или сияние, исходящее от святого. В символизме Солнечной системы седьмой луч — это главный путь на небеса. Лучистая энергия, которая делает окружающий нас мир видимым. Это природное явление, выражающееся как в прерывистости, так и в устойчивом расширении. Световая энергия выражается по-разному, как в окружающем нас мире, так и в нашем сознании. Библия окружена образами света, как в прямом, так и в переносном смысле. В начале библейского повествования физический свет появился как первое творение. А в конце Божий свет стирает все следы тьмы. Ночи не будет там, и не будет нужды ни в светильниках, ни в лучах солнца. Ибо Господь Бог будет светить им». Между этими двумя маяками образ света появляется примерно 200 раз, что делает свет одним из главных и самых многогранных образов в Библии.

Физический свет.

simvol-luchi-3
В Библии свет представлен, прежде всего, как физическое явление, имеющее основополагающее значение для жизни на земле. На первостепенную важность света для жизни указывает тот факт, что он записан в Библии как первое событие Божьего творения. И сказал Бог: «Да будет свет». И был свет. И увидел Бог, что свет хорош». Это чудо возникновения существа из ничего, поражающее своим внезапным появлением и яркой силой. Апостол Павел подчеркивает значение физического света как чуда в первоначальном творении, сравнивая его с изменяющим жизнь опытом обращения.
«Бог, повелевший свету воссиять из тьмы, озарил сердца наши и просветил нас к познанию славы Божией в лице Иисуса Христа».

В отношении физического света библейские авторы, прежде всего, обращают внимание на то, что он был создан Богом.
В отличие от языческого обожествления небесных тел и сосредоточения внимания на их светопроизводящих свойствах, библейские авторы последовательно отделяют свет от его создателя, указывая на то, что это явление, созданное Богом, а не сам Бог. Ярчайшим примером этого является Псалом 148, где солнце, луна и звезды призываются восхвалять Господа. Почему?» Потому что Господь повелел, и они созданы».

Конфликт между светом и тьмой.

simvol-luchi-7

В первобытном мышлении считалось, что реальность делится на свет и тьму, причем эти два начала находятся в постоянной борьбе за первенство.   Когда появляется свет, тьма отступает. Эта первобытная идея отражена в библейском рассказе о творении. Бог «отделил свет от тьмы».
Библейская символика света не может быть понята без того, чтобы свет не был противоположностью тьмы и победителем тьмы.
В контексте конфликта между светом и тьмой свет обладает качествами, необходимыми для управления вселенной, а вместе с ним и образом благоговения, которое субъект должен испытывать по отношению к благосклонному Царю.
В библейской истории творения на четвертый день «Бог создал два великих света. Свет большой, чтобы господствовал день, и свет малый, чтобы господствовала ночь». Свет, как образ порядка, является союзником людей и их культурной деятельности, защищая их от сил хаоса. Кроме того, в первобытном сознании свет окутан тайной — характеристика, унаследованная и Библией. Голос бури в Книге Иова вызвал множество вопросов, связанных с тайной происхождения природных сил, таких как: » Где путь в обитель света?». И «по какому пути разливается свет».

Библейские авторы описывают чувство благоговения перед тайной света, а также чувство страха, охватывающее людей, когда света нет. Этот мотив выражается, например, в том, что свергнутый правитель описывается как «блуждающий во тьме без света» (Иов 12). Он «блуждает во тьме, где нет света». Это также похоже на метафорический образ Иисуса в Откровении Исайи, где «свет ослабевает в облаках», или чистое зрение освещает «все тело». а потеря зрения погружает «все тело» во тьму. Также к этой теме относятся поразительные слова Иисуса о тщетности попыток поставить зажженную свечу под сосуд.
Затем Он говорит о необходимости трудиться: «Доколе будет день, наступит ночь, когда никто не сможет сделать».

Физический свет в библейских писаниях.

simvol-luchi-1

Физический свет сохраняет свои живительные и защитные свойства на протяжении всей Библии, и люди, жившие в библейском мире, и писатели, изображавшие их жизнь, были наполнены благоговением и зависимостью от света. В таком мире свет символизировал безопасность. В то время как египтяне были окружены тьмой, «все сыны Израилевы имели свет в жилищах своих». А когда израильтяне путешествовали по пустыне, Господь «вел их ночью столпом огненным и светил им, чтобы они шли днем и ночью».

В естественных условиях библейского мира люди жили в тесной связи с ежедневным циклом от восхода до заката солнца.
Свет зари предвещал начало важных человеческих дел. Рано утром Авраам отправился в путь, чтобы принести в жертву своего сына Исаака. (Давид отправился со своим войском, Бог встал на защиту святого города, а рассвет был обычным временем для нападения на город). И Иисус восстал из могилы. Свет рассвета также указывает на язвы ночи. Именно утром безответственный левит нашел свою изнасилованную наложницу мертвой на пороге своего дома. А остатки ассирийской армии увидели 185 000 убитых в лагере.

Книга Иова — классический пример контраста между светом и тьмой.
Первая речь Иова (Иов 3), в которой он сожалеет о своем рождении, выражает проклятие света, который ассоциируется с жизнью, и мольбу о тьме, которая ассоциируется с небытием и смертью. Изображение Иовом загробной жизни также представляет угасание света как «страну мрака, подобную мраку смертной тени, лишенную разумения, подобную самой тьме». Гибель нечестивцев изображается Вилдадом в категории угасания света: «свет шатра его погас».

Неудивительно, что именно библейские поэты с наибольшим энтузиазмом изображают жизненную силу и просветление света. Такие образы чаще всего встречаются в поэтических описаниях природы и в хвалебных стихах.
Бог настолько вездесущ, что Бог «приготовил свет и солнце», Бог «облечен светом, как одеждой» и Бог «даже тьма не омрачилась от Тебя». Свет — это сладость, и видеть солнце приятно глазу», и величайшая заслуга автора перед светом заключается в том, что некоторые вполне обоснованно могут считать его нигилистом.

Если рождение света вдохновляет библейское сотворение мира, то исчезновение света — один из основных библейских архетипов апокалиптического видения конца света. В ветхозаветном видении «звезды небесные не дают света, и солнце, когда восходит, меркнет», что указывает на отсутствие света в небесах. Точно так же в Новом Завете нам сказано, что «солнце убывает, луна не дает света, звезды падают с неба» и «светильник уже не будет светить тебе».

Физический свет и святое.

simvol-luchi-6

Последняя группа образов физического света связана с поклонением и духовными встречами с Богом. В этом случае уместно было бы назвать его «святым светом». Это относится скорее к физическому свету, чем к символическому, но выражает тайну Божьего присутствия. Например, светильники играли важную роль в скинии. Сделай семь светильников для нее и поставь их на ней, чтобы они освещали переднюю часть ее». Поклонение в храме также совершалось при зажженных светильниках. Более того, и скиния, и храм были обращены на восток, что позволяло свету восходящего солнца проникать внутрь.

Самый важный светильник в храме, и они не должны были ходить по его пути. «Делающие злое, — сказал Иисус, — ненавидят свет и не обращаются к нему, чтобы не осуждены были дела их». В политической сфере свет служит символом добродетельного правителя, правящего своим народом праведно, «как солнце восходит на заре на безоблачном небе».

Новый Завет неоднократно связывает святую жизнь со светом.
В знаменитом отрывке о святой жизни в конце Послания к Римлянам верующих увещевают. «Итак, оставим дела тьмы и облечемся в одежды света». И снова: «В прошлом вы были тьма, а теперь вы свет в Господе. Ходите, как дети света».
Призвание христианина — «сиять как свет миру».

Свет также символизирует Божью благость и радость, которую она приносит.
Когда евреи были избавлены от геноцида, задуманного Хаманом, они «обрели свет, радость, ликование и победу».
Псалмопевец без колебаний ограничивает этот дар света теми, кто живет в гармонии с Богом». Свет сияет на праведных, и радость на правомыслящих». Притчи также утверждают, что «путь праведного подобен сиянию света, который светит все больше и больше в течение дня». Иов описывает свое прошлое процветание с точки зрения Божьей благосклонности в виде света. Когда светильник Его сиял на голове моей, я шел во свете Его сквозь тьму».

Существуют и другие ассоциации света с жизнью, а тьмы — со смертью.
В Книге Иова освобождение из могилы уподобляется возвращению к свету и просветлению «светом живых». Псалмопевец описывает уход богача «в дом отцов своих» и утверждает, что он «никогда не увидит света».

Свет как символ истины.

simvol-luchi-4

В следующей группе образов свет ассоциируется с истиной или разумом в противоположность заблуждению или невежеству, а также с просветлением, которое приходит от познания истины. Например. ‘Откровение слова Твоего просвещает и наставляет простых’. Ветхозаветные паломники признают свет и истину равнозначными и молятся, чтобы Бог послал «свет Твой и истину» и привел их «на святую гору Твою». Даниил описан как человек, в котором есть «свет, разум и высокая мудрость».

Поскольку истина понимается в Библии как откровение от Бога, это откровение также изображается как свет. Слово Твое — светильник ногам моим и свет стезе моей». Закон Божий «просвещает глаза». То же самое можно сказать и о пророках. Петр называет «слова пророков» «светильником, сияющим в темном месте». Свет ассоциируется с раскрытием тайн и скрытых вещей. В гимне мудрости в книге Иова 28, одним из достоинств человеческой изобретательности является способность раскрывать «то, что скрыто». В Новом Завете способность «выводить на свет» ассоциируется с Божьим пониманием человеческого сердца. Он «выводит на свет то, что скрыто во тьме, и обнаруживает сердечные намерения, так что каждый получит похвалу от Бога». Этот мотив также встречается в Ветхом Завете. И да будет праведность твоя, как свет, и правосудие твое, как полдень».

Бог как свет.

Свет также символизирует самого Бога. Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Иаков называет Бога «Отцом светов». Бог ассоциируется со светом в образе Божьей славы: «облечен в свет, как в одежду», «яркость его (славы) подобна свету солнца» и «свет будет обитать с ним». Видение Иезекиилем Божьей колесницы — это картина великолепных цветов, искрящегося огня и сверкающих драгоценностей и металлов.

Более того, Бог, который есть свет, обитает на небесах, окруженный светом. Здесь свет становится важным символом трансцендентности, знакомым умам многовековых мистиков и поэтов. Классическим местом в этом отношении является то, где о Боге говорится как о «Имеющем бессмертие, Который обитает в неприступном свете». Кол. 1:12 говорит о праве верующего быть «в наследии святых во свете».

Свет как образ Бога приобретает более конкретную форму в описании Мессии. Исаия пророчествовал, что «ходящие во тьме увидят свет великий, и свет воссияет для живущих в стране смертной тени». Иисус принял это пророчество близко к сердцу.
В Песне Симеона Христос назван «светом к назиданию язычников и к славе народа Твоего Израиля».
В Евангелии от Иоанна образ света неоднократно используется в отношении Христа в прославлении воплощенного Слова.
Сам Христос называет Себя «светом мира». Он также утверждает, что «Я свет, пришедший в мир, дабы всякий верующий в Меня не оставался во тьме».

Сообщество света.

soobshchestvo-sveta

Поскольку Бог и Его Сын — это свет, вполне естественно, что они являются символами спасения и новой жизни. «Господь — свет мой и спасение мое», — провозглашает псалмопевец. «Кто ходит в праведности, тот обращается к свету, чтобы открылись дела его». Ибо они совершаются в Боге». В речи Иисуса, в которой Он называет Себя светом мира, последователи Христа описаны как те, кто «не ходит во тьме, но имеет свет жизни». Согласно 2 Петра 2:9, верующие — это те, кого Христос призвал «из тьмы в чудный Свой свет». Этот мотив хорошо выражен в ранней литургической формулировке с соответствующим вступлением. Все, что явлено, явлено светом». Поскольку все явленное есть свет, сказано: «Встаньте, спящие, восстаньте из мертвых, и Христос просветит вас». Освобожденные «от власти тьмы» и принятые «в Царство Сына Возлюбленного», таким образом, тесно связаны со светом как понятием, определяющим само их существование.
Иисус назвал Иоанна Крестителя «горящим и сияющим светильником», свету которого радовались люди. Описывая идеального ученика в «Науке счастья», Иисус добавил: «Вы — свет миру». Вы — свет мира. Пусть свет ваш сияет перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Другими словами, правильно думать о церкви в новозаветных посланиях как об обладателях и носителях света.
Павел пишет церкви в Фессалониках: «Все вы — дети света, дети дня». Павел, как типичный новообращенный, был послан Богом к язычникам «открыть им глаза, чтобы они обратились от тьмы к свету». Этот свет был не только частью евангельского служения, но и являлся характерной чертой жизни церкви. «Если мы ходим во свете, как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».

Свет грядущего века Последний образ света в Библии появляется в апокалиптическом видении нового века в Откровении.
В новом Иерусалиме, сошедшем с небес, «слава Божия там, и свет его, как драгоценнейший камень».
Слава Божья осияла город, а его светильник — Агнец. Эта тема достигает кульминации в словах «не будет ночи, не будет нужды ни в светильниках, ни в лучах солнца, потому что Господь Бог будет светить им». Это перекликается с аналогичным видением Захарии о грядущем времени, когда «не будет ни дня, ни ночи» и «свет будет только в вечерние часы».

Заключение.

Во всех библейских рассказах о свете свет не появляется сам по себе. Свет появляется извне (обычно как незваный гость), из среды за пределами земного или человеческого мира, и преображает этот мир своим трансцендентным сиянием.
Другими словами, образы света выражают как трансцендентность, так и имманентность Бога.

Обзор образов света в Библии дает представление об основных идеях этого словаря. Основные черты библейской веры и чувства, которые она вызывает, можно проследить на примере библейских образов. Свет занимает центральное место в основных библейских темах творения, провидения, суда, искупления и освящения и предстает в различных формах.
Свет раскрывает теологическое учение Библии о Боге, поэтому свет играет такую важную роль в истории теологии.
Кроме того, в своих физических проявлениях свет способствует пониманию естественных условий жизни в библейском мире, где духовная реальность была укоренена в повседневной жизни людей.

Библейский текст, который лучше всего выражает это значение света, гласит: «Бог повелел свету воссиять из тьмы, дабы озарить сердца наши и просветить нас к познанию славы Божией в лице Иисуса Христа». Здесь мы видим связь между творением и новым творением, между Ветхим и Новым Заветами, между физической реальностью и духовным символизмом.

simvol-luchi-simvoly-su
Символ лучи
Поделиться этой статьёй

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *